Горевание — это своего рода навык, это процесс осознания безвозвратно утраченного, процесс принятия и отпускания его из своей жизни.
Результатом работы горя становится принятие факта утраты и того, что не нужно самому умирать вместе с безвозвратно утраченным, каким бы ценным оно не было. Принятие того, что твоя жизнь продолжается, и нужно жить дальше. И ты можешь жить дальше, ты имеешь право на это.
Да, жизнь уже не будет прежней, но она продолжается и в ней есть место не только боли, горю и тоске, но и интересам, и радости. И на радость, на любовь и на счастье ты тоже имеешь право.
Умение горевать — это не страдания и рыдания, это не депрессивное состояние, которым характеризуется зависание в процессе, а именно завершение процесса работы горя и нормальное продолжение жизни.
Это про результат, про отпускание и про возможность обновления.
От способности завершать горевание зависит качество жизни.
Неумение горевать, вернее отгорёвывать, обеспечивает человеку не только депрессивное состояние, но и зависимость. Это может быть зависимость от вещей, от людей, от событий, зависимость от прошлого, привязка к тому, что уже давно неактуально и неинтересно (в том числе нелюбимой надоевшей работе) и т.д.
Что способствует этому?
Потакание ребёнку, исполнение его капризов, непринятие его эмоций (не плачь, мы новую игрушку купим, такую же, даже лучше) или их обесценивание (нашел из-за чего слезы лить), перекладывание ответственности на других (это всё из-за… или у кошки боли, у собаки боли…).
По сути, невозможность родителями принять, выдержать эмоции ребёнка, помочь ему с ними справиться и не позволяет сформироваться этому навыку.
Первое серьёзное горевание для ребёнка — это отлучение от маминой груди. От того как мама поможет ребёнку с этим справиться зависит формирование его способности справляться с трудностями, навык самостоятельности ребёнка.
И материнская жалость только вредит ребенку, она не равна любви. Она делает его слабым и в глазах матери и в глазах окружающих. И ребёнок принимает мамино мнение, что он слабый, он не справится с этим.
И в итоге, формирование его силы, уверенности, самостоятельности взрослости под воздествием жалости очень затрудняется.
И противовес жалости надо ставить не безжалостность и жестокость, а нужно ставить Любовь, Уважение и Адекват.
Ребёнок не беспомощное существо, его таким делает #тыжмать .
А адекватная Мать помогает взрослению и проживанию эмоций, в том числе горя, поддерживая ребёнка, говоря, что все эмоции важны для него.
И утраченное тоже важно, но его не вернуть и это больно. И именно боль показывает ценность утраченного. И боль нужно прожить и жить дальше. И обязательно будет что-то новое и интересное. Потом, когда отболит.
Само разрешение чувствовать боль и проживать уже её снимает значительную часть её остроты.
И самим, конечно, учиться разрешать проживать эмоции, чувствовать и боль и радость.
Потому что, родители не выдерживают эмоции ребёнка, когда сами когда-то не справились с гореванием. И скорее всего навык не только горевания, но и вообще проживания эмоций не сформирован.
И это уже серьёзный повод обращаться к психологу. Поскольку именно это приводит к депрессивным состояниям.
Желаю вам радости жизни!
© Галина Суслина,
психолог,
духовный целитель, энерготерапевт,
автор книги «Сказки жизни»